Меню сайта
Новости
Копию Airpods
Сегодня мы поговорим о том, как правильно происходит расчет ленточного конвейера: какую информацию потребуется собрать для измерения или подсчета. Итак, в первую очередь для правильного расчета ленточного

Экскурсии по Израилю на русском языке экскурсии мини группах
экскурсии по Израилю на русском языке экскурсии мини группах по Израилю

Замена глушителя в Кунцево
Если ваш автомобиль стал звучать как-то по другому, если прохожие начали оборачиваться на шум проезжающего авто, значит, скорее всего, в ближайшее время вам стоит запланировать ремонтное мероприятие под

На коробку передач ваз
Благодаря высокой технологичности и надежности автомобилей марки ВАЗ, о которых ходят легенды, они удобны в эксплуатации и несказанно радуют своих владельцев. Но все же, даже эта совершенная техника

Камеры заднего вида
Суть силового тренинга следующая: он предполагает оказание физической нагрузки на конкретные группы мышц с задействованием дополнительного отягощения подходящего веса. Развитие мускулатуры происходит

Автоприцеп для легкового автомобиля
По возможности буксируемому водителю следует придерживаться полосы движения, ближе всего расположенной к центру. Буксировка легкового автомобиля на жесткой сцепке производится с помощью металлического

Пайка радиатора автомобиля
Авто радиатор – важная деталь безаварийного жизнеобеспечения автомобиля. Исправный авто радиатор гарантирует работоспособность двигателя и других рабочих узлов авто, не допуская их перегрева. Но, как

Ороситель спринклерный водяной свн
Существуют разные магниты из неодима, отличающиеся друг от друга. Вот почему, прежде чем приобрести это изделие, следует определиться с целью покупки. Если продавцы и производители апеллируют преимущественно

Ороситель спринклерный
Сквош —уроженец Северной Америки и это не какой-то совершенно незнакомый для нас овощ, а пока еще малораспространенный среди наших огородников вид тыкв (нечто среднее между кабачком и тыквой). Коренные

Перевозка больного на вокзал
Перевозка больных (транспортировка больных, медицинская эвакуация) — один из видов скорой медицинской помощи. Осуществляется в виде доставки пострадавшего или больного, после оказания ему первой медицинской,

Реклама
Топ новостей
Реклама
 
 

"Снегирь" снега не боится

Опубликовано: 05.09.2018

Вспоминая историю создания снегохода, осознал, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по молодости (а сейчас я уже пенсионер) получил специальность слесаря и освоил самостоятельно сварочное дело, другие специальности металлообработчиков. А вот знаниями по конструированию, по правде сказать, «похвастаться» не мог, да и поучиться было негде. Строил по наитию всякие «дрындоходы» на колёсах и гусеницах: ездил на них и по бездорожью, и по снегу, но ни надёжности, ни красоты в них не было.Но вот в начале 1988 года вышел «Моделист-конструктор», в котором была статья о снегоходе «Гусеница вокруг лыжи». Вот тут и началось!

Места у нас такие, что снежный покров лежит по полгода и даже более! Местные дороги чистят, как правило, не вовремя, да и то так, чтобы только вездеходный грузовик мог проехать. Ну а о просёлках уж и говорить нечего. К тому же у меня были увлечения: охота и рыбалка. Вот всё это и сподвигнуло сделать добротный проходимый снегоход.

Построил для себя, помогал друзьям, родным, набирался опыта. Постоянно совершенствовал конструкцию «по законам эволюции»: заменял тяжёлое — на лёгкое, ненадёжное — на прочное, внедрял подвески: рессорные, пружинные, амортизаторные. Всего построил больше десятка снегоходов: на гусеницах с деревянными и полиэтиленовыми траками вокруг лыжи-скпиза; резиновый с блоком катков; и с одной управляющей лыжей, и с двумя.

 рассказ поведу о последнем своём снегоходе. Не могу сказать, что он не имеет недостатков, но в его конструкцию я вложил весь накопленный опыт и машина получилась, вроде бы, удачная, хотя и без излишеств (или, как сейчас говорят, — утилитарная), но смотрится неплохо, и надёжность на высоте.

Компоновочная схема снегохода выбрана наиболее распространённая, как на подобных отечественных машинах, так и на зарубежных: две передние управляемые лыжи; силовой агрегат, расположенный впереди под капотом; далее — гусеничный блок, а над ним сиденье и позади — багажник. Общая длина снегохода — 2300 мм, ширина по наружным краям лыж 900 мм, высота до руля — 1000 мм, до сиденья — 700 мм.

Снегоход «Снегирь»:

1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — подвеска управляемой лыжи (2 шт.); 3 — дуга (труба Ø32); 4 — капот (от бокового прицепа мотоцикла «Ява»); 5 — ветровое стекло; 6 — руль; 7 — топливный бак (сварен из двух мопедных); 8 — сиденье; 9 — инструментальный ящик; 10 — ограждение багажника (труба Ø16); 11 — брызговик (стальной лист s0,5); 12 — пружинный амортизатор подвески натяжных маятниковых рычагов гусеничного блока (2 шт.); 13 — фара; 14 — гусеничный блок

Рама снегохода:

1 — нижний лонжерон (труба 28×25, 2 шт.); 2 — верхний лонжерон (труба 20×20, 2 шт.); 3 — Г-образный кронштейн крепления корпуса опорного подшипника удлинителя выходного вала силового агрегата (труба 28×25); 4 — под-косная межлонжеронная стойка (труба 20×20); 5 — вынос (труба 28×25,2 шт.); 6 — опорная планка стакана рулевого вала (стальной лист s3); 7 — стакан рулевого вала (труба Ø32); 8 — рулевая колонка (труба Ø32); 9 — стойка-дуга, 2 шт.); 10 — подседельная рамка (труба Ø20); 11 — подседельная стойка (труба Ø20); 12 — обвязка инструментального ящика (стальной уголок 20×15); 13 — вваренный кронштейн крепления гусеничного блока и натяжения гусеницы (2 шт.); 14 — подкос кронштейна (труба 20×20, 2 шт.); 15 — полурамка площадки багажника (труба 20×20); 16 — ушко крепления заднего амортизатора (сталь s4,2 шт.); 17 — подкос полурамки багажника (труба 15х 15,2 шт.); 18 — подкос нижнего лонжерона (труба 28×25,2 шт.); 19 — траверса (труба 28×25); 20 — поперечина выносов (труба 28×25); 21 — поперечины подвески рулевой колонки (труба Ø16); 22 — моторный подрамник (труба 28×25); 23 — стяжка-опора (стальная пластина); 24 — поперечина нижних лонжеронов (труба 28×25); 25 — стяжка-замок топливного бака; 26 — продольный элемент подседельной ниши (труба 20×20,2 шт.); 27 — втулка шкворня (велосипедная, усиленная, 2 шт.); 28 — подкос втулки шкворня (труба 20×20, 2 шт.)

Под капотом:

а — вид справа; б — вид слева

Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка перемены передач в одном блоке) — «Тула-200м» производства ТМЗ (Тульского машиностроительного завода). Ставился он на всякую производимую в Туле мототехнику: мотороллеры (в том числе и на грузовой «Муравей»), мотоциклы и др. Агрегат довольно надёжный, хотя и тяжеловат.

Мощность нового мотора составляла 11 л.с. с числом оборотов до 3600 в минуту. Но ему уже не один десяток лет. Однако сил восемь-девять, по моим ощущениям, в нём ещё сохранились. Двигатель рабочим объёмом 196 см3, двухтактный и работает на смеси низкооктанового бензина с моторным маслом (типа «Автол») в соотношении 10:1.

Цилиндр снабжён штатным принудительным воздушным охлаждением.

Коробка передач имеет передаточное число 2,353.

Для передачи вращения с вторичного (выходного) вала на звёздочку приводного вала пришлось сделать сварной удлинитель из трубы со шлицевыми наконечниками. На одном конце внутренние шлицы нарезаны непосредственно в трубе (для насаживания удлинителя на вал). На другом — наружные шлицы для переходника, посадочное место под подшипник и резьба М20х1,5 для крепления на удлинителе звёздочки, выполнены на приварном наконечнике.

Забегая вперёд, отмечу, что точно такой же наконечник приварен к приводному валу гусеницы, который изготовлен из натяжной задней оси гусеницы от снегохода «Буран».

Рама снегохода — пространственная, сварена из стальных труб прямоугольного, квадратного и круглого сечений.

Основа рамы — два парных трубчатых лонжерона — верхний и нижний. Верхний лонжерон каждой пары выполнен из трубы сечением 20×20 мм. Из такой же трубы и большинство вспомогательных элементов: промежуточные поперечины, подкосы и даже задняя рамка багажной площадки. Нижние лонжероны — из трубы сечением 28×25 мм — это самая толстая труба в конструкции рамы. Из такой же трубы передняя траверса, передние поперечины и консоли, подмоторный хребет.

Надо сказать, что трубы рамы — сечения небольшого и даже не толстостенные. А потому в местах, где сверлил отверстия, в них вставлял втулки и приваривал по кругу.

Надстройка рамы (стойки, дуги) изготовлена из круглой трубы диаметром 20 мм — от старых стульев, тонкостенных, но достаточно прочных. Вот только сваривать их было сложновато, но если это делать с помощью аппарата-полуавтомата, то процесс значительно облегчается. Рамка багажника под сиденьем, также как и рамка срединной части площадки, — из равнополочного 15-мм уголка. Между этими рамками я укладываю длинномерные вещи, например лыжи. Колонка рулевого вала — из трубы диаметром 32 мм — встроена в переднюю часть надстройки. Втулки поворотных шкворней вырезаны из велосипедных рам и приварены к концам траверсы. В раму также интегрированы (приварены к задним концам нижних лонжеронов) кронштейны узлов натяжения гусеницы. Эти же кронштейны служат и местами крепления к раме корпусов подшипников балансирного вала гусеницы. Кроме того, к элементам рамы приварены многочисленные ушки, проушины для установки силового агрегата, топливного бака, сиденья, амортизаторов и пр.

Удлинитель вторичного (выходного) вала двигателя (сварная деталь):

1 — удлинитель; 2 — наконечник для насадки на вал; 3 — наконечник для ведущей шестерни

Рис. 4. Гусеничный блок:

1 — гусеница; 2 — приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 3 — узел приводного вала гусеницы; 4 — рессора (2 шт.); 5 — кронштейн балансирного блока (2 шт.); 6 — маятниковый рычаг натяжной оси (2 шт.); 7 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 8 — опорный каток (10 шт.); 9 — крайняя тележка (2 шт.); 10 — средняя тележка; 11 — ось балансирного блока; 12 — поддерживающий каток (2 шт.); 13 — корпус с подшипником оси балансирного блока (2 шт.); 14 — кронштейн крепления рессоры к оси балансирного блока (2 шт.)

Балансир гусеничного блока

Гусеничный блок (точнее — его продольная половинка) позаимствован от старого промышленного снегохода «Буран». Почему половинка? Да потому, что, во-первых, — легче. Во вторых -меньше затрат и проще конструкция. Ну а в-третьих, предполагал ездить не по снежной целине, а по следам «первопроходцев».

Однако в сочетании с парой довольно широких лыж снегоход уверенно преодолевает и глубокие сугробы, и свежевыпавшие «пухляки».

Крайние тележки переделаны — пружины удалены, а втулки сварены между собой, так как тележки балансируют сами по себе, сидя на своей оси на концах рессор.

Переделан и узел натяжения гусеницы. Передние концы его маятниковых рычагов сидят на общей оси с рессорным балансирным узлом, а задние подвешены на самодельных пружинных амортизаторах к раме.

Движитель снегохода — резиновая гусеница шириной 380 мм (на «Буране» таких стоят две). Привод гусеницы осуществляется от приводного вала через пару 9-зубых «бурановских» капроновых колёс. Приводной вал — трубчатый. Как отмечалось ранее, он изготовлен из задней гусеничной «бурановской» оси, установлен в подшипниках 80205, корпуса которых прикреплены непосредственно к верхним лонжеронам рамы. Натяжение гусеницы осуществляется натяжной осью с зубчатыми колёсами (такими же, как и приводные) через пару маятниковых рычагов, насаженных на ось балансирной тележки (перемещением её подшипников вдоль лонжеронов рамы). Натяжной вал гусеницы (а точнее — ось, поскольку эта деталь не передаёт крутящего момента) с зубчатыми колёсами — тоже «бурановские». Контакт гусеницы с дорогой по длине — чуть более метра.

Ранее движители строил с опорной лыжей-склизом. Они хороши на «пухлом» снегу и сугробах, но очень чувствительны к твёрдым неровностям дороги. От них — не только передаётся водителю дискомфорт, но случаются поломки траков и даже самого склиза. Поэтому на этот раз решил сделать движитель с резиновой гусеницей и опорными катками, так как предполагал ездить по накатанному снегу и даже льду.

Трансмиссия снегохода, что называется, проще не бывает, хотя и не без изюминок. Состоит она из одноступенчатой цепной передачи от мотоцикла «ИЖ» с шагом 15,875 мм с парой звёздочек: ведущая имеет 15 зубьев, ведомая — 21, то есть передаточное число составляет 1,6. Вторичный (выходной) вал силового агрегата удлинён трубой с внутренними шлицами на насаживаемом на вал конце и шлицевым наконечником — на другом. Свободный конец удлинителя установлен в подшипнике 80205, корпус которого закреплён на Г-образном кронштейне, приваренным к раме. На этот наконечник через переходник с внутренними и внешними шлицами посажена ведущая звёздочка цепной передачи. Ведомая звёздочка посажена (тоже через шлицевой переходник) на шлицевой наконечник приводного вала гусеницы. Переходники изготовил из шестерён: отжёг, проточил, отфрезеровал. Благодаря шлицевым переходникам звёздочки (а, следовательно, и передаточное отношение) легко менять даже в полевых условиях под дорожные условия (точнее, под плотность и глубину снежного покрова).

Управляемые лыжи снегохода — самодельные, длиной 900 мм (заготовка — 1000 мм) и шириной 200 мм. Изготовлены из стального листа толщиной 2 мм. Полозья штампованные: по середине — треугольный паз, а по краям — отбортовки-подрезы, спереди загнуты вверх (контактная поверхность со снегом — 800 мм). Сверху к полозьям приварены продольные рёбра жёсткости П-образного сечения, выгнутые из такого же стального листа, а к ним — ушки и проушины для крепления узлов подвески, а впереди — дужки из стального 10-мм прутка.

Каждая лыжа имеет подвеску, состоящую из амортизатора (от мотороллера «Тула») и самодельного рычага из трубы квадратного сечения 20×20 мм.

Рулевое управление — смешанного типа. Сам руль — мотоциклетный рычажный, а остальное — как у автомобиля. Рулевой вал — «переломный» с карданным шарниром и даже своеобразным рулевым механизмом. «Переломным» его сделал потому, что он никак не входил в «параллель» с шкворневыми втулками (а вообще-то, прямой вал лучше). Надо обратить внимание, что нижний конец вала конструктивно оказался впереди поворотных рычагов и тяг, а сошка направлена назад. При таком положении при повороте направо руль нужно было поворачивать влево, и наоборот, что противоречило здравому смыслу. Поэтому пришлось ввести рулевой механизм, служащий для согласования поворота руля и направления лыж. Механизм представляет собой пару одинаковых шестерней в корпусе. Ведущая шестерня посредством шлицевого соединения насажена на конец рулевого вала, а вал ведомой шестерни соединён (сварен, хотя этот узел целесообразно и нетрудно сделать тоже разборным) с Т-образной сошкой. От сошки через рулевые тяги и поворотные кулаки осуществляется одновременный поворот лыж теперь в ту же сторону, в какую поворачивают руль.

Оборудование. Топливный бак сварен из двух баков от мопеда «Рига».

Сиденье — от мотоцикла «Минск» смонтировано на стойках с обшивкой из дюралюминиевого листа. Под сиденьем находится инструментальный ящик, а между ящиком и полом — свободная ниша с отверстием сзади. В неё укладываю при необходимости лыжи, лопату и другие длинномерные предметы. Капот — перекроенная передняя часть коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Ява-350». Электрооборудование штатное. Фара — от мотоцикла «Минск».

Управляемая лыжа:

1 — полоз; 2 — усилитель; 3 — дужка; 4 — ушко крепления амортизатора; 5 — ушко крепления рычага

Управляемые лыжи

Рулевое управление:

1 — руль (велосипедный); 2 — верхнее колено рулевого вала; 3 — кронштейн поддержки верхнего колена рулевого вала (обстановка); 4 — карданный шарнир; 5 — рулевая колонка; 6 — нижнее колено рулевого вала; 7 — хомут шлицевого соединения нижнего колена и вала-шестерни; 8 — ведущая вал-шестерня; 9 — ведомая вал-шестерня; 10 — сошка; 11 — ось сошки и рулевых тяг; 12 — рулевая тяга (2 шт.); 13 — наконечник регулировки длины рулевой тяги (2 шт.); 14 — контргайка 15 — рулевой рычаг (2 шт.); 16 — ось тяги и рычага (2 шт.); 17 — поворотный кулак (2 шт.)

Схема глушителя:

1 — приёмный патрубок; 2 — корпус; 3 — глушитель; 4 — выпускной патрубок

Санный прицеп для снегохода:

1 — дышло; 2 — поперечина; 3 — кронштейн-ушко (2 шт.); 4 — тяга (2 шт.); 5 — лыжа (2 шт.); 6 — кузов; 7 — стойка (10 шт.)

Сборка снегохода на «стапеле»

Санки-прицеп — самодельные. Я считаю, что лучше иметь небольшие санки, чем большой багажник на снегоходе: если где-то застрянешь, то санки можно отцепить, путь протоптать и снова прицепить. Кузов когда-то был корпусом бокового прицепа мотоцикла «Ява-350», а точнее то, что от него осталось после изготовления капота для самого снегохода. Его укоротил, вырезав около 200 мм посередине. Затем склепал переднюю и заднюю части вытяжными заклёпками. Под кузовом разместил несколько поперечин из трубы прямоугольного сечения 40×20 мм, одну из широких стенок которых оставил в качестве ушков с обоих концов. Ушки прикрепил к боковинам кузова вытяжными заклёпками.

Кузов установлен на лыжах из алюминиевых панелей электрошинопровода посредством трубчатых стоек квадратного сечения 20×20 мм. Стойки вверху приварены к поперечинам с ушками и внизу — к «пяткам» — стальным квадратным пластинам толщиной 2 мм. «Пятки» приклепал к полозьям лыж всё теми же вытяжными заклёпками.

Хочу отметить, что чертежи узлов -не рабочие, а ознакомительные: на некоторых проставлены не все размеры (например, рамы), где-то что-то может и не совпасть, так как чертежи делались по уже готовой конструкции.

А вообще-то, я считаю, что изготовление конструкции по чертежам — это уже производство, а не творчество.

автор: В.СМИРНОВ

rss